Древнейшие мелодии колядок

«Славянское новоязычество» поздравляет вас с наступающим новым годом!
В честь этого мы предлагаем вашему внимание новое направление нашей деятельности — реконструкция древних ритмов.
Ритм — это основа основ нашего бытия.
Мелодия, непосредственно связанная с ритмом, — способна оказать глубочайшее воздействие на нашу психику.
Сами мелодии древних славянских песен порою могут дать нам больше, чем их слова. Особенно это справедливо для песен обрядовых.

Так как сейчас — время Святок, мы решили начать с древнейшей мелодии КОЛЯДОК, такой, какой она восстанавливается согласно научным данным.

В файле вложения — прикрепленные аудиозаписи (древнейшая мелодия для восточных славян и ее чисто русская разновидность), сделанные Мирославом с помощью секвенсора.
Ударные там, чтобы размер понятен был — это тупо метроном.
Отсчёт.

В качестве научного обоснования работы обратимся к исследованиям В. Гошовского:
«…напрашивается вопрос: были ли колядковые структуры специально созданы древними славянами или протославянами для соответствующего обряда или же им предшествовали другие формы, приспособленные впоследствии для новой функции? Несмотря на сложность вопроса, попытаемся на него ответить, выдвинув теоретически обоснованную гипотезу.
Повсеместное распространение колядковых структур на украинской этнической территории и, отчасти, за ее пределами (в южнорусском, белорусском фольклоре, а также в фольклоре других славянских народов, как это будет показано ниже) свидетельствует в пользу предположения, что им предшествовали аналогичные, но более древние формы. Таковыми были, вероятно, 10-сложные структуры с цезурой посередине — 5 + 5

добавление в конце колядок любого содержания поздравительно-величальных стихов, которые опять-таки не вытекают из сюжета, лишний раз подтверждает предположение, что песни десятисложной структуры были позже приспособлены к колядковым формам и новой функции.
Все эти данные убеждают нас в том, что до образования типов календарно-обрядовых песен колядковой формы, в период их формирования и, быть может, еще некоторое время спустя, существовали, по всей вероятности, у некоторых славянских племен песни десятисложной структуры различного содержания и функции. Возможно также, что в те отдаленные времена эти структуры были столь же распространены, как в настоящее время структуры частушек и коломыек……
хотя мы стоим на точке зрения, что нет и не могло быть общеславянских песен, как и не существуют теперь «общенациональные» традиционные песни, то все же, исследуя древние пласты музыкального фольклора славян, мы должны обнаружить черты структурной общности. Предположим, что мы нашли эту структурную общность в музыкальном фольклоре славянских народов. Какие выводы из этого следуют?
Наличие в музыкальном фольклоре определенных и генетически родственных песенных типов указывает, во-первых, на их глубокую древность, на возможность существования их общего архетипа, во-вторых, что песни данных типов относятся к древнеславянским, но не общеславянским. Итак, для доказательства древнеславянского происхождения колядковых структур и типов достаточно иметь определенное число убедительных примеров из фольклора всех славянских народов независимо от того, в каком количественном соотношении они представлены, к каким жанрам относятся и каковы ареалы их распространения.

Обращаясь теперь непосредственно к русским песням с 10-сложной структурой стиха (с рефреном и без него), напомним, что об их наличии как в русском, так и в фольклоре других славянских народов писали еще в середине прошлого века отечественные ученые И. Срезневский и А. Потебня. В самом начале своей капитальной работы «Объяснения малорусских и сродных народных песен» Потебня указал на общность размера 5 + 5 у славян, а именно: в украинских колядках, в русских былинах и свадебных песнях, в белорусских волочебных, в сербских свадебных и величальных, в болгарских величальных и жатвенных песнях К Однако польские колядки со структурой стиха 5-f-5 + 3 он считал заимствованием из украинского, а о чешских и словацких колядках не упомянул. Соглашаясь с мнением Срезневского, «что древнейший у всех славян одинаково распространенный эпический стих заключает в себе десять слогов с двумя (то есть главными) удалениями»2, например «Уж как пал туман/на синё море», Потебня полемизирует далее с утверждением Л. Зимы, что якобы 10-сложный стих образовался из 16-сложного3, и замечает: «…я думаю, в свойствах размера 2(5 + 5) < ;…> не заключено ничего указывающего на его производность от какого-либо другого, в том числе и от 16-сложного»4. С мнением Срезневского и Потебни созвучны и соответствующие высказывания Ф. Колессы 5.

Предположения Срезневского, Потебни и Колессы, явившиеся результатом исключительно анализа текстов славянских песен, полностью подтвердились. Наша задача теперь заключается в том, чтобы определить типы русских песен с 10-сложной структурой стиха и систематизировать их, выявить национальные и локальные черты, проследить эволюцию типов в зависимости от функции песни.

В наиболее чистой и, следовательно, архаичной форме проявляются типы колядковых структур в весенних и летних календарно­обрядовых песнях, в хороводных и свадебных песнях. Здесь преобладает тип А-2, характерным признаком которого считается повторение второго полустишия после рефрена по схеме:
форма стиха — а б р б
структура стиха — Б + 5 + 5 + 5

[далее у него идет таблица групп и классов, которую мы, ради простоты изложения, опустим. Далее — сами выводы]

Группа р5/а, входящая в класс А-2 (эту разновидность песенного типа обозначим как А-2/р5), встречается также в белорусском фольклоре (см. таблицу на стр. 103), но ритмическая форма 5-сложной фразы а-5 является общей для всех песен колядковой структуры восточных славян. Это обстоятельство дает нам основание считать данную разновидность типа А-2 древнейшей, а сам тип А-2 — общим достоянием восточных славян1.
[ноты №1 — «водопьяница»]

Песни группы р/5е (p5ev) известны только в русском фольклоре, и поэтому тип, обозначаемый нами как АР-2, в который входит указанная группа, мы можем рассматривать как русскую разновидность колядкового типа А-2.
[ноты №2 «кумушки»] »
Владимир Леонидович Гошовский «У ИСТОКОВ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ СЛАВЯН»

#славянские_праздники_НЯ # ритмы_НЯ

Еще раз всех с Наступающим!!!

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать наши исследования рублем.
Столько, сколько не жалко на благое дело.
Денежная поддержка поможет нам уделять больше времени исследованиям и выпускать более качественные материалы.
Поддержите наши исследования — money.yandex.ru/to/410014746801268
либо прямым переводом на карту сбербанка 639002189004762500, Мария Борисовна С. 🙏
все ваши переводы будем фиксировать здесь — https://vk.com/topic-119055965_34676537

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.