Цветовая символика сторон света

Пост, на примере которого я хочу донести до вас следующее — так как мы основываемся на научных исследованиях, — мы не выдаем наши разработки за «истину». Типа «все так и есть, это — Истинное Наследие Славян, только у нас — Правда!»😄, не.. Наука, чего часто не понимают, в принципе не нацелена на поиск «истины», — не, наука нацелена на поиск «наиболее вероятного». То есть все, что в принципе может предложить нам наука — это разнообразные ВЕРСИИ, с разной степенью вероятности.
Так и здесь — будет несколько версий. Выбирать вам. Понимаю, что многих это оттолкнет — ведь куда проще получить готовое решение, и не париться. Но кому-то, может быть, и, наоборот, придется по нраву.

Каждый, кто сталкивается с вопросом цветовой символики сторон света, очень быстро приходит к тому, что это — не какая-то там отвлеченная схоластика. Поверья о том, что каждая или большинство (хотя бы три) из четырех сторон света имеют свой цвет — ЧРЕЗВЫЧАЙНО широко распространены у народов мира. И чрезвычайно разнообразны. Смотрите, например, в каталоге Березкина: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/144-23.html. То есть, проблема не в том, что информации о цветовой символике сторон света не хватает, наоборот, — проблема в том, что информации (противоречивой) слишком много.
В первом прикрепленном к посту изображении — таблица соответствий, взятая из статьи Подосинова (автора фундаментального труда А. В. Подосинов «Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии») http://www.krotov.info/history/08/demus/podo_04.html

В таблице отражена и «славянская» схема, заимствованная из труда
М.В. Попович «мировоззрение древних славян» (изображение 2).
Восток-Белый, Юг-Красный, Север-Черный, Запад-синий.

Однако, более вероятной в науке считается все же т.н. «общеевразийская» схема, где Восток-Синий, Юг-Красный, Север-Черный, Запад- белый.
Процитирую Подосинова:
«Как известно, общеевразийским наследием считается
отождествление стран света с определенными цветами, при котором восток символизируется синим цветом, юг — красным, запад -белым, север — черным. По мнению Вяч. Вс. Иванова (Цветовая символика,…), «большинство ученых в настоящее время склоняется к точке зрения, согласно которой в Центральную Европу характерная для азиатских культурных традиций цветовая символика сторон света проникла под влиянием степных кочевников Евразии во времена переселения»»
М. В. Попович считает, что такой цветовой символизм характерен:
только для евразийских кочевников, которые, заимствовав его из индоевропейской и китайской системы, поменяли местами белый и синий
цвета, которые будто бы у последних означали восток (белый) и запад
(синий) (Попович, 59), Но, как мы видели в главе о Китае, там также
восток ассоциировался с синим (или зеленым) цветом, а запад — с белым. Поэтому едва ли выдерживают критику его предположение о частичном сохранении славянами архаической индоевропейской цветовой
символики и толкование топонимов «Белая Русь», «Белгород», «Белая
церковь» как несущих «восточный» символизм.»

А. В. Подосинов «Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии»

Таким образом, север-черный и юг-красный. Запад, скорее всего белый (см. белые хорваты и половцы — обозначение наиболее продвинутых к западу племен). Для меня (вслед за М.В. Поповичем) отождествление запада с белым, скажем так, немного лишено логики.
Мне самому кажется наиболее логичной т.н. кельтская» схема, с четкими бинарными оппозициями (черный/белый, красный/синий) и четко по солнцу: восток — красный (на заре), юг-белый (в полдень), запад-синий (вечерние сумерки) север — черный (ночь), но на славянском материале она как будто бы не находит подтверждения.

Напоследок, процитирую уже упоминавшуюся статью Подосинова (http://www.krotov.info/history/08/demus/podo_04.html):

«Новейшие нейросемиотические исследования установили, что основной треугольник цветов образуют цвета белый, черный и красный (так называемые basic colors). Система номинации цветов в символических классификациях является по сути общей для всего человечества и равным образом проявляется в ритуалах и мифологических представлениях разных народов13.

Как писала Р. А. Агеева, «соотнесение трех основных цветов с тремя сторонами света тоже может иметь глубокие нейропси-хологические истоки, но конкретное распределение цветов по сторонам света зависит от определенной культурной традиции. Например, общеевразийская система (север — черный цвет, запад — белый, юг — красный; для востока возможно использование желтого или синего цвета) сильно расходится с другими системами в Центральной и Южной Азии и Америке»14.

Часто цветовую и зооантропоморфную символику стран света дополняют четыре «элемента» или «стихии»; как правило, это воздух, земля, вода и огонь. Нетрудно заметить, что так же, как и в первых двух рядах символической классификации, элементная символика явно выделяет три основных равноправных элемента (воздух, земля, вода), добавляя к ним элемент иного качества и происхождения — огонь.

В случае с «животными» и «элементами» особенно ярко видно происхождение четверичности из трех вертикальных слоев космоса (птица/воздух, зверь/земля, рыба/вода) + рефлектирующий центр или дополнительный член четверицы — человек/огонь. Очевидно, что огонь — явление в большей степени провоцируемое и управляемое человеком, связанное с его деятельностью, нежели имманентно пребывающее в природе, как первые три элемента.

Есть ли такая же логика в цветовой символике стран света.

Смею предположить, что наложение тех или иных цветов на страны света могло идти тем же путем, что и в случае обозначения направлений с помощью зооморфных и «элементных» символов, которые перешли в горизонтальную сферу из вертикальной. С древнейших времен в мифологиях многих народов зафиксирована цветовая символика трехчастной вертикальной структуры мира. Исходя из наличия трех основных цветов, архаический человек обозначал, как правило, Верхний мир богов белым цветом (что соответствовало свету, исходящему от дневного неба); при этом известно, что первоначально именно определения «светлый» и «темный» выступали в бинарной оппозиции друг к другу вместо «белого» и «черного». Нижнюю, противоположную небу часть вселенной естественно было обозначать «черной» (темной) по цвету земли и понимать под ней саму землю или — при переходе от двоичности восприятия вертикального пространства к троичности путем выделения Центра — Нижний (подземный) мир. Третий основной цвет, известный древним, — красный — мог закрепиться за срединной сферой, населенной людьми22. Известно, что в древнем Египте белый цвет в изобразительном искусстве был символом дня и Верхнего мира, в то время как черный — ночи и подземного мира мертвых. В грузинской мифологии трем вертикальным мирам космоса соответствуют белый, красный и черный цвета23.

Таким образом, не лишено вероятия, что аналогично «опрокидыванию» вертикальной оси координат на горизонталь и переносу трех «животных» или трех элементов на три страны света в горизонтальной плоскости (+ человек или огонь), также и цветовая символика трех стран света могла заимствоваться из символики вертикальной структуры мира; в качестве символа четвертой страны света везде выступали какие-то второстепенные цвета.»

#модель_мира_НЯ

В общем предлагаю использовать в своей обрядовой практике какую-либо из перечисленных выше цветовых схем.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.