Цель и смысл языческой обрядности в современных условиях

Немного теории на тему того, «зачем это все вообще?»
Начнем со следующего вопроса (я иногда называю его «вопросом вопросов») — как сочетается откровенно аграрный характер славянского языческого культа, известного нам по этнографическим источникам, с нашей современной жизнью в современном городе?
В чем смысл ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО разного рода языческих календарных обрядов, направленных на то, чтобы «уродилась нива», «чтоб выше хлеб подрос», всех этих «а мы просо сеяли-сеяли». Или даже, цитирую:
«нафиг мне, совр. гор. язычнику, топить за приплод скота и урожай? я, бля, в городе живу и за бабло бьюсь. я не фермер.»
И, увы, это не то, от чего можно просто отмахнуться. Реально ведь с большой буквы Вопрос. Который стоит перед всеми нами — современными городскими язычниками.
Справедливости ради, попытки прояснить это были и ранее — https://vk.com/wall-67741956_9700 — но, увы, недостаточно убедительные. Сегодня мы возьмем рамку несколько шире. Общеизвестно, что большинство действий в слав. язычестве имеют своей целью ПЛОДОРОДИЕ.
Общеизвестно, да, — но что это такое? Воспользуемся одноименной статьей СД.ЭС :

«ПЛОДОРОДИЕ — непрерывное воспроизведение жизни (растений, животных и человека), обеспечиваемое высшими силами и поддерживаемое всем комплексом традиционных ритуалов и магических практик. Сохранение и стимулирование П. — главная цель и доминирующий мотив большинства семейных, календарных, хозяйственных, окказиональных обрядов. Концепт П. выражается в славянских языках едиными для трех сфер (растения, животные, человек) лексическими средствами, главные из которых — *rod- (родить, рожать, урожай), *plod- (плод, плодиться, приплод, бесплодие), *sěmę- (семя, осеменение).

В силу антропоцентризма традиционной категоризации мира символика и магия П. ориентирована прежде всего на репродуктивную сферу человека и физиологию женщины, в недрах которой семя превращается в плод и затем рождается человек.

Для наделения плодородием, сохранения его и восстановления (в случае утраты) использовался целый арсенал магических средств с общей семантикой «возрастания», «умножения», «развития», «движения вперед», а также символизирующие брак, коитус и зачатие предметы и действия (зерно, пояс, катание по земле, ходьба, обнажение и др.); эти средства считались одинаково эффективными применительно к урожаю, приплоду скота и деторождению.»

Это — один из тех случаев, когда написанное стоит перечитывать снова и снова — пока полностью не раскроются все смыслы, заложенные в текст.
«Плодородие» в славянской традиции — это не об урожае, не о пресловутом «Намолотим к новой пятилетке угля в закрома Родины!», а о нашей с вами жизни.
Не «сельское хозяйство» ради себя самого (у кочевников-скотоводов, кстати другая тема: стадо скота и пастбища), а сама Жизнь, как антитеза смерти, ― жизнь рода-племени.

Можно поставить смело знак равенства между славянскими понятиями «сельское хозяйство» и «семья, род».
сельское хозяйство = семья, род
проще говоря: «поле + пахарь = урожай» нужно рассматривать в значении; «женщина + мужчина = дети\приплод\продолжение рода».
Просто нам с вами нужно сместить акценты с чисто аграрной темы к теме продолжения рода.
т.е. вместо «вырастить и сохранить урожай» следует читать: — «вырастить семью и сохранить род».
«Плодородие» для современного горожанина — это сила, которая позволяет его семье выжить и приумножиться.

Я благодарен моим соратникам по сообществу «Славянское Новоязычество» за помощь в поисках Ответа. Сам этот текст был написан не мной одним, а всеми нами коллективно.
Я же, как водится, не могу удержаться от того, чтобы ввернуть сюда и некий «чисто практический» совет 😊

Памятуя обо всем сказанном выше, рекомендую использовать во всех новоязыческих обрядах семя/зерно (притом понимаю, что замена семян/зерен на монетки (например, на свадьбе) — это объективные реалии со столетней историей, но все же не. не монетки, но зерно).
Процитирую «Зерно — один из тех символов, которые пронизывают всю толщу обрядового универсума. Зерном гадают, им осыпают (“осевают”) молодых, новый дом; “кормят” могилу, послед; “очищают” роженицу. К этому следует добавить многочисленные обряды, связанные с севом, жатвой, первым и последним снопом, изделиями из муки, кашей и т. п. Столь высокая символическая нагрузка объясняется, видимо, тем, что зерно — идеальная метафора любого циклического процесса, который может быть описан в терминах “жизни”, “смерти”, “возрождения” в применении к основным объектам бытия — человеку, социуму, дому, году и шире — культуре и природе. Отсюда — возможность многочисленных перекодировок и главной из них — уподобления жизни зерна жизни человека и наоборот.»

Байбурин Альберт Кашфуллович Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993

#прикладная_мифология_НЯ

Не забывайте о традиционном смысле термина «плодородие» (на славянском материале три-в-одном : урожай, приплод скота и деторождение). Ну и используйте семена (не монетки) в обрядах 😊

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать наши исследования рублем.
Столько, сколько не жалко на благое дело.
Денежная поддержка поможет нам уделять больше времени исследованиям и выпускать более качественные материалы.
Поддержите наши исследования — money.yandex.ru/to/410014746801268
либо прямым переводом на карту сбербанка 639002189004762500, Мария Борисовна С. 🙏
все ваши переводы будем фиксировать здесь — https://vk.com/topic-119055965_34676537

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.