Цель и смысл языческой обрядности в современных условиях

Немного теории на тему того, “зачем это все вообще?”
Начнем со следующего вопроса (я иногда называю его “вопросом вопросов”) – как сочетается откровенно аграрный характер славянского языческого культа, известного нам по этнографическим источникам, с нашей современной жизнью в современном городе?
В чем смысл ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО разного рода языческих календарных обрядов, направленных на то, чтобы “уродилась нива”, “чтоб выше хлеб подрос”, всех этих “а мы просо сеяли-сеяли”. Или даже, цитирую:
“нафиг мне, совр. гор. язычнику, топить за приплод скота и урожай? я, бля, в городе живу и за бабло бьюсь. я не фермер.”
И, увы, это не то, от чего можно просто отмахнуться. Реально ведь с большой буквы Вопрос. Который стоит перед всеми нами – современными городскими язычниками.
Справедливости ради, попытки прояснить это были и ранее – https://vk.com/wall-67741956_9700 – но, увы, недостаточно убедительные. Сегодня мы возьмем рамку несколько шире. Общеизвестно, что большинство действий в слав. язычестве имеют своей целью ПЛОДОРОДИЕ.
Общеизвестно, да, – но что это такое? Воспользуемся одноименной статьей СД.ЭС :

“ПЛОДОРОДИЕ — непрерывное воспроизведение жизни (растений, животных и человека), обеспечиваемое высшими силами и поддерживаемое всем комплексом традиционных ритуалов и магических практик. Сохранение и стимулирование П. — главная цель и доминирующий мотив большинства семейных, календарных, хозяйственных, окказиональных обрядов. Концепт П. выражается в славянских языках едиными для трех сфер (растения, животные, человек) лексическими средствами, главные из которых — *rod- (родить, рожать, урожай), *plod- (плод, плодиться, приплод, бесплодие), *sěmę- (семя, осеменение).

В силу антропоцентризма традиционной категоризации мира символика и магия П. ориентирована прежде всего на репродуктивную сферу человека и физиологию женщины, в недрах которой семя превращается в плод и затем рождается человек.

Для наделения плодородием, сохранения его и восстановления (в случае утраты) использовался целый арсенал магических средств с общей семантикой «возрастания», «умножения», «развития», «движения вперед», а также символизирующие брак, коитус и зачатие предметы и действия (зерно, пояс, катание по земле, ходьба, обнажение и др.); эти средства считались одинаково эффективными применительно к урожаю, приплоду скота и деторождению.”

Это – один из тех случаев, когда написанное стоит перечитывать снова и снова – пока полностью не раскроются все смыслы, заложенные в текст.
“Плодородие” в славянской традиции – это не об урожае, не о пресловутом «Намолотим к новой пятилетке угля в закрома Родины!», а о нашей с вами жизни.
Не “сельское хозяйство” ради себя самого (у кочевников-скотоводов, кстати другая тема: стадо скота и пастбища), а сама Жизнь, как антитеза смерти, ― жизнь рода-племени.

Можно поставить смело знак равенства между славянскими понятиями “сельское хозяйство” и “семья, род”.
сельское хозяйство = семья, род
проще говоря: “поле + пахарь = урожай” нужно рассматривать в значении; “женщина + мужчина = дети\приплод\продолжение рода”.
Просто нам с вами нужно сместить акценты с чисто аграрной темы к теме продолжения рода.
т.е. вместо “вырастить и сохранить урожай” следует читать: – “вырастить семью и сохранить род”.
“Плодородие” для современного горожанина – это сила, которая позволяет его семье выжить и приумножиться.

Я благодарен моим соратникам по сообществу “Славянское Новоязычество” за помощь в поисках Ответа. Сам этот текст был написан не мной одним, а всеми нами коллективно.
Я же, как водится, не могу удержаться от того, чтобы ввернуть сюда и некий “чисто практический” совет 😊

Памятуя обо всем сказанном выше, рекомендую использовать во всех новоязыческих обрядах семя/зерно (притом понимаю, что замена семян/зерен на монетки (например, на свадьбе) – это объективные реалии со столетней историей, но все же не. не монетки, но зерно).
Процитирую “Зерно — один из тех символов, которые пронизывают всю толщу обрядового универсума. Зерном гадают, им осыпают (“осевают”) молодых, новый дом; “кормят” могилу, послед; “очищают” роженицу. К этому следует добавить многочисленные обряды, связанные с севом, жатвой, первым и последним снопом, изделиями из муки, кашей и т. п. Столь высокая символическая нагрузка объясняется, видимо, тем, что зерно — идеальная метафора любого циклического процесса, который может быть описан в терминах “жизни”, “смерти”, “возрождения” в применении к основным объектам бытия — человеку, социуму, дому, году и шире — культуре и природе. Отсюда — возможность многочисленных перекодировок и главной из них — уподобления жизни зерна жизни человека и наоборот.”

Байбурин Альберт Кашфуллович Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993

#прикладная_мифология_НЯ

Не забывайте о традиционном смысле термина “плодородие” (на славянском материале три-в-одном : урожай, приплод скота и деторождение). Ну и используйте семена (не монетки) в обрядах 😊

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать наши исследования рублем.
Столько, сколько не жалко на благое дело.
Денежная поддержка поможет нам уделять больше времени исследованиям и выпускать более качественные материалы.
Поддержите наши исследования – money.yandex.ru/to/410014746801268
либо прямым переводом на карту сбербанка 639002189004762500, Мария Борисовна С. 🙏
все ваши переводы будем фиксировать здесь – https://vk.com/topic-119055965_34676537

Максим Сухарев

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментарии закрыты.