О том, чем т.н. «Заложные покойники» отличаются от «нормальных»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Прежде, чем продолжать про русалок(см. начало https://vk.com/wall-119055965_15336), возникла необходимость хоть как-то прояснить данный момент. 
Еще Зеленин, который ввел сам термин «заложные», подарил нам данную модель, где (утрированно) — есть «нормальные» Предки, а есть «заложные» — упыри и чудовища, от которых исходят только опасность и вред. И есть четкая разница между теми и другими. Современные язычники некритически восприняли такое «черно-белое» восприятие мира посредством чтения Рыбакова, ну и.. имеем то, что имеем.
В общем, не так все это. Совсем не так.  Читать полностью

Символ ноги/лапы как символ потусторонних сил

#СЛАВЯНСКИЕ_СИМВОЛЫ_СНЯ

Отложил до конца марта пост про свастику (как и все остальное) — настолько меня сейчас захватила такая тема как ВЕСНА (вовремя, ничего не скажешь 😊 ). 
Сегодняшний пост из серии «славянские символы» прямо связан с весенней обрядностью. Вообще для меня самого несколько неожиданно все это. Как я писал недавно в посте про «славянскую викку» (https://vk.com/wall-119055965_14098), в этом и смысл и сила изучения Традиции (или, как модно сейчас говорить, «копанины»), — тебе постоянно открываются все новые и новые глубины, от которых захватывает дух. Читаю сейчас Т. А. Агапкину «Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян». Основная часть данного поста — это развернутая цитата оттуда. Читать полностью

Культ предков, ч.2

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

для начинающего славянского язычника.
ч.2 из 2х (№1 см. здесь — https://vk.com/wall-119055965_12280).

4. Точки контакта. Пространственный аспект.

Если Тот Свет находится «везде», «параллельно» с нашим (просто отделенный от нас некоей преградой), то вопрос местонахождения в пространстве в принципе относится не сколько к нему самому, сколько к «каналам связи» (см. https://vk.com/wall-119055965_11849) или же «точкам контакта» с миром мертвых. Читать полностью

Культ предков, ч.1

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

для начинающего славянского язычника.
ч.1 из 2х.

1. Место и значимость культа предков в славянском язычестве.

Значимость культа предков практически невозможно переоценить. Наряду с культом богов, почитанием природы, культ предков – это один из тех столпов, на которых держится все здание славянского язычества. Более того, по моему глубокому убеждению, именно культ предков служит своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая позволяет судить о глубине и серьезности различных современных языческих течений.
Читать полностью

Имена предков как оберег

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вербальным оберегом в минуту опасности могут служить не только стандартные молитвы/заклинания, но и —
имена ваших умерших родственников. Читать полностью

Культ Победы (9 мая) и новоязычество

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Культ Победы, помимо того, что он, для нас и нашего социума де-факто является ОСНОВНЫМ и, в реалиях РФ, не побоюсь этого слова, государствообразующим — по сути своей всецело ЯЗЫЧЕСКИЙ. И, не потому, что современный культ Победы имеет какое-то отношение (преемственности) к древнему славянскому язычеству. Никакой прямой преемственности тут нет. И наш с вами «Вечный огонь» — и неугасимый огонь перед идолом Перуна — не одно и тоже, и не одно из другого, хотя… Напомню, что язычество — является естественной религией для человека. Из этого следует, что человек, не загоняемый искусственно (внешними угрозами в основном) в стойла т.н. «религий спасения», пусть и стихийным образом, но всегда и неизбежно приходит к язычеству, — причем этот процесс совершается совершенно естественным путем.)

Язычество — помимо культа богов, это еще и культ предков (который, впрочем, тоже считается Формой Политеизма: «Культ предков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков» Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М.: Наука, 1964). Читать полностью

Предки как личности

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

«Сивка-Бурка» http://vesemir.blogspot.nl/2017/03/blog-post_24.html

В продолжение темы, поднятой Максимом Сухаревым в его заметке «»Предки» как безликое множество» (https://vk.com/wall-119055965_7943).
Противопоставление «традиционного» понимания Предков как «множества неразличимых существ» «современному» их пониманию как личностей — в корне неверно.
По одной простой причине — в Традиции есть и то и это. Приведу несколько примеров:
Вот фольклорный мотив из хорошо известной сказки: «Ярче всего эта фигура отложилась в сказке «Сивко-Бурко». Здесь говорится: «Отец стал умирать и говорит: „Дети! Как я умру, вы каждый поочередно ходите на могилу ко мне спать по три ночи» — и умер. Старика схоронили. Приходит ночь; надо большому брату ночевать на могиле, а ему кое лень, кое боится, он и говорит малому брату: „Иван-дурак! Поди-ка к отцу на могилу, ночуй за меня. Ты ничего же не делаешь!» Иван-дурак собрался, пришел на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает: „Кто тут? Ты большой сын?» — „Нет, батюшка! Я, Иван-дурак». Старик узнал его и спрашивает: „Что же больш-от сын не пришел?» — „А он меня послал, батюшка!» — „Ну, твое счастье!» Старик свистнул, гайкнул богатырским посвистом: „Сивко-Бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. „Вот тебе, сын мой, добрый конь! А ты, конь, служи ему, как мне служил!» Проговорил это старик, лег в могилу» (Аф. 179).» Читать полностью

«Предки» как безликое множество

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

У нас уже был пост «Изображения Предков в Красном Углу» (https://vk.com/wall-119055965_686). Вкратце, — там предлагалось помещать в Красном Углу, помимо изображений богов, фотографии своих предков. Сейчас я считаю, что это — В КОРНЕ НЕВЕРНО.

«Гости» (“The Guests”), графика, digital coloring. http://vesemir.blogspot.ru/2013/10/blog-post_25.html Если в предыдущем не было ничего, кроме формы, то здесь, по сути, нет ничего кроме цвета. Образ прямиком из подсознания, поэтому смыслы его мне и самому не ведомы.

В Традиции «Предки» — не имеют индивидуальности и нарочито абстрактны.
Как выразил это Дмитрий Скворчевский:

«Это, кстати говоря, важное замечание для понимания культа предков. И этот аспект традиции противоречит распространенному сегодня среди родноверов стереотипу, что «настоящие славяне знали и обязаны знать своих предков минимум до 5 колена». Безусловно, это очень важное знание для человека, но этот стереотип все же не отражает реалий народной культуры.

Есть статьи по белорусскому материалу. Генеалогический тип родовой памяти появляется довольно таки поздно и прежде всего был характерен для аристократов, а не для крестьянства и горожан. Простой народ знал предков на 2-3 поколения, а дальше шла общая категория, все они просто предки, «дзяды». Читать полностью

Сила Рода и понятие «Я» в славянском новоязычестве

Введение в проблему.

Прошу прощения, что это все будет выглядеть как дурная пелевинщина в стиле «что такое «я»?» или даже «обожаемый» всеми нью-эйдж.
Некоторые вещи я просто не могу не сказать, тем более, что это — есть нечто мое личное, выстраданное на собственном опыте, а не просто пересказ чужих слов и смыслов.
Еще один шаг с моей стороны к построению целостной ТЕОРИИ, после «что такое язычество » https://vk.com/wall-119055965_2261 и «цель и смысл языческой обрядности в современных условиях» https://vk.com/wall-119055965_5338.
Суть изложенного ниже в том, что в язычестве (даже не в новоязычестве а в традиционном) нет понятия индивидуального «я» в современном смысле слова, но есть «я» только как «часть рода».
Здесь я попытался приблизиться к тому, как современному человеку вообще можно понять это чрезвычайно архаичное представление.

А это, я верю, — то, что стоит понять.
Особенно, если у вас все плохо. Действительно плохо. В том смысле, что ваши проблемы — реальны, а не надуманы. Если вы пытаетесь прорваться, но обстоятельства против вас.
Задайте себе сами вопрос (а вопрос этот сам по себе очень хороший) «Почему я еще держусь? Почему я еще не спекся? Что держит меня на плаву?»
Причем, смотрите, здесь велико искушение выдать некий ответ на автомате, — например, «надежда», но это всего лишь наше умствование. «ЭТО» — то, что вас держит, — надо найти и пережить на своем собственном опыте, а не отмахиваться от поисков истины навешиванием первого попавшегося ярлыка. Читать полностью

Сор (мелкий мусор) как воплощение силы предков наших

В славянской мифологии есть некоторые простые и сокрушительные вещи, которые, при регулярной практике, связанной с ними, способны оказать на нашу картину мира глубокое и всеобъемлющее воздействие.
Одна из таких тем — это домашний мелкий мусор или СОР:

«…домашний сор, образующийся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности. Читать полностью

Кормить птиц

Снова какие-то нарочито простые вещи (ну как тот же тот недавний мой совет «смотреть на небо во время молитвы», например, — https://vk.com/wall-119055965_4060 ).
Однако птицы = души умерших, и от этого никуда не деться. Читать полностью

Осенние Деды (домашний обряд)

1. Время проведения обряда: новолуние или полнолуние после исчезновения зелёной травы и / или листвы, вечер.

2. Обрядовая утварь: свеча, два блюдца / тарелки / чашки (для требы Предкам и для требы домовому), кружка или рюмка (для требы Предкам).

3. Обрядовая пища: блины, кутья, кисель. Читать полностью

Традиционные обращения к Предкам

Как обычно — даётся оригинал, — затем предлагаемая к использованию обработанная версия:

«В Белоруссии также собираются на кладбище. Там на могилах родных катают красные яйца, которые отдают нищим. На могиле, политой медом и водою, раскладывают кушанье и приветствуют покойников: «Святые радзицили! Хадзице к нам хлеба и соли кушац». Потом старые и малые рассаживаются по местам. Кушанья должны быть нечетные: пять, семь, девять и т. д. и без подливки (соуса). Необходимо, чтобы тут находились мед, творог, блины, гречаники, колбаса и свинина. Кто бедный, тот просит у зажиточного, который всем наделяет его. Остатки отдают нищим. По окончании угощения обращаются к покойникам: «Мои радзицили! Выбачаице, недзивице; чим хата богата, тим и рада». После отправляются в корчму и там поют и танцуют. Радуницу отправляют здесь еще весною, когда растает земля, и думают, что тогда родителям тепло, потому, разговаривая с ними, желают им: «Дай вам Бог легко в земле лежати и Христа в очи видати»* [* Goleb. «Lud polsk. jego zwycz. i zabob.», ч. 2, с. 269.]. » Читать полностью

Детство и смерть имеют одинаковую природу

В детстве, когда мы растем, мы очень сильно нуждаемся в смерти. Родители буквально вдалбливают в нас смерть. Как абсолютное зло, избежать которого любой ценой — должно быть корнем всех наших действий и поступков — это основная цель наших родителей и нас как родителей наших детей.
Высота, электричество, скорость — постепенно все в нашем мире начинает привязываться к смерти и оцениваться по степени приближенности к ней. Те из нас, самые послушные, которые впустят в себя смерти больше других, выживут и оставят после себя уже своих собственных детей. Читать полностью

Сила Рода

Пришла в голову довольно простая, но, вместе с тем, сокрушительная 😊 медитация на тему того, что такое «Сила Рода» и «Наследие Предков».
И да, опять банальные вещи сплошь.
Просто инерция нашего мышления чрезвычайно сильна.
Когда мы говорим о Родовой Силе, обычно мы автоматически имеем в виду только почитание Предков.
Говорим «род», подразумеваем «предки», говорим «предки» — «подразумеваем «род».
Это все верно, но — это несколько однобокое восприятие, которое искажает нам настоящую картину.
«Род» — это не только предки, но еще и потомки. Род имеет не только прошлое, но еще и настоящее и будущее. Читать полностью

Два Дерева

Два дерева, которые вы видите на этой фотографии, растут в обычном городском дворе, в городе Кургане. Моя жена рассказала мне о них такую историю:

Эти деревья посадила одна бабушка — не то, когда два её сына не вернулись с Великой Отечественной войны, не то, когда они ушли на войну. Точно не помнит, так как рассказ этот слышала около восемнадцати лет назад (от другой бабушки), но скорее всего — первое. Читать полностью

Задать вопрос Хозяину во сне

Предлагаю интересную технику, суть которой ясна из названия.
Смысл в том, что домовой хозяин, будучи средоточием родовой силы, является тем, кто предсказывает будущее, в том числе и во сне. Читать полностью

Изображения Предков в Красном Углу

Во времена ещё не столь отдалённые в Красном Углу стояли деревянные изображения Предков. Н.А. Криничная пишет:

«(…) в красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры — «панки», почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определенные праздники на столе для участия в общей семейной трапезе (Бабаянц 1977: 113). Это могло быть, например, в поминальные дни накануне Масленицы (родительская суббота мясопустная), на Пасху, во вторник послепасхальной Фоминой недели (Радоница, Радуница), в семик, в Троицкую субботу, в Дмитриевскую родительскую субботу и в другие дни. Подобные антропоморфные фигурки напоминают все тех же идолов, нередко встречаемых археологами в древних горизонтах культурного слоя русских городов, в частности Великого Новгорода, и обычно называемых ими «домовыми» (Колчин, Хорошев 1978: 171)». Читать полностью

ПОЧЕМУ вообще связаны Порог и Предки?

Позвольте я символически заложу это — по сути не более чем текущий поток сознания — начальным постом здесь: —

Сначала будет вопрос, который возник у меня сегодня:

ПОЧЕМУ вообще связаны Порог и Предки?

Вопрос возник так: я сегодня ехал слегка издалека (и слегка в трансе (проехав триста км по горным серпантинам в сильный снегопад на летней резине)) и, подъезжая к границе города, вдруг понял, что кладбище, на котором похоронены мои предки, расположено в точности на границе города, к которой я подъехал. Читать полностью