Порядок перечисления божеств в молитвах

«Семь богов» («The Seven Gods»), графика, digital coloring

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое замечание по порядку перечисления божеств в молитвах.
Справедливо тогда, когда молитва направлена не к какому-то одному конкретному божеству, а ко всем им.
Так вот, перечень божеств в такой молитве должен либо открываться, либо закрываться упоминанием Божества Огня:
«Как установил Дюмезиль ( О и т ., рр. 3 1 7 — 3 1 8 ), римский обычай заканчивать каждое жертвоприношение или молитву упомина­нием Весты соответствует помещению Агни в «Ригведе» либо в начале, либо в конце ритуальных перечислений богов, и ко­нечному месту огня в авестийских молитвах.
Вывод Дюмезиля о том, что «уже индоевропейцы охотно помещали на одно из этих противоположных мест их божество благого огня» (О и т ., р. 31 8 ) подтверждается разительной славянской параллелью: в древнерусских перечислениях богов огонь появляется либо в начале, либо в конце: «Иже молятся огневи подъ овиномъ, виламъ, Мокошьи, Симоу, Рьглоу, Пероуноу, — Волосу скотью богу, ‘— 1 Хърсу, родоу, рожаницямъ и всѣмъ проклятымъ богомъ ихъ» (окончательная редакция «Слова некоего христолюбца » 69), «И вѣруют въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы, ихже числомь тридесятеть сестрениць, — глаголють — оканьции — невѣгласи, и мнятъ богынями, и так кладоуть имъ требы и — короваи им молять — коуры рѣжють; и огневи молять же ся, зовуще его сварожичьмь»[1] Читать полностью

О возможной иконографии Дажьбога (№6)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 5 (Велес, Перун, Марена, Сварог, Мокошь) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Следующим в голосовании стал Дажьбог.

Збручский идол (X век, славяне), верхняя задняя грань. Б.А. Рыбаков допускал, что это могло быть изображение Дажьбога. Атрибутов практически нет, только пояс и княжеская шапка, однако характерна поза рук — правая на сердце, левая — на животе. Бороды скорее всего нет, зато есть усы. Как говорилось ранее, борода была скорее атрибутом жрецов, нежели правителей.

Сразу скажу, что у меня особое отношение к этому Богу и особые взгляды на него. Наверно, ни у кого – из тех, кто справедливо не соглашается с верховенством Рода, но в теме всё-таки разбирается, – не вызовет несогласия мой тезис о том, что ПЕРУН, ВЕЛЕС И ДАЖЬБОГ БЫЛИ САМЫМИ ЗНАЧИМЫМИ ДРЕВНЕРУССКИМИ (да вероятно и не только) БОЖЕСТВАМИ, чью праславянскую сущность обосновать можно проще всего. Но я иду ещё дальше и говорю, что Дажьбог был верховным Богом праславянского пантеона, пока его в этой роли не вытеснил его сын Перун. Читать полностью

О возможной иконографии Мокоши (№5)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 4 (Велес, Перун, Марена, Сварог) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Следующее место в голосовании заняла Мокошь.

Корольков В. (?) Мокошь, современный образ.

ПЕРВОЕ, С ЧЕГО Я НАЧНУ, НАМЕРЕННО НАПРЯГАЯ ЧИТАТЕЛЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, ЭТО ИМЯ ЭТОЙ БОГИНИ: МОКОШЬ, А НЕ МАКОШЬ!!! МОКОШЬ, МОКОШЬ, ПОВТОРИТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ, ЕСЛИ ЭТО ВАМ НЕ ПРИВЫЧНО И ЗАПОМНИТЕ. А теперь объясню почему. Читать полностью

Орёл

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

1. Летел орел из-за Хвалынского моря, разбросал кремни и кремницы по крутым берегам, кинул громовую стрелу во сыру землю. И как отродилась от кремня и кремницы искра, от громовой стрелы – полымя, и как выходила грозная туча, и как проливал сильный дождь, что им покорились и поклонились селитра, порох, смирным смирнехонько. Как дождь воды не пробил, так бы меня (такого-то) и моего коня искры и пули не пробивали, тело мое было бы крепче белого камня. И как от воды камни отпрядывают и пузыри отскакивают, так бы от ратных орудий прядали от меня стрелы и порох-селитра. Слово мое крепко! («Сказания рус. нар.» Сахарова, там же.) Читать полностью

Железный Бык

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

1. От призору на мл(а)д(ен)ца в очи и от усовной болезни на яйцо говори 3 ж на желток, и тем ч(е)ловека мазат(ь).
Есть гумно железное, есть на том гумне железном стоит бык железной, и роги, и ребра железныи, и копыта железные. Бодет усовы и призоры и лихие глаза на буйные ветры, на холодную северну. Пусть он и щемит, и болит, и кричит, и вопит от сего раба Б(о)жия имярек.
Говор(и) 3 ж. Читать полностью

О возможной иконографии Сварога (№4)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Напомню, что первые три выпуска посвящались соответственно Велесу (№1 vk.com/wall-119055965_4223), Перуну (№2 vk.com/wall-79792461_2541) и Мажане (№3 vk.com/wall-119055965_6142). Общие тезисы об идолах смотри: vk.com/wall-119055965_1905. Следующее место в голосовании занял Сварог. Читать полностью

Традиционные тексты о Громовнике

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

Пока готовится очередной пост — ещё несколько традиционных текстов о Громовнике:

1. По святому мору Окияну ездил святыи Илья, а несет человеческия кости во рте, а посылает скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю. По святому же морю Окияну летаеть черной ворон, а несеть человеческия кости в роте, а посылаеть скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю и подь каменую гору и во веки веком. Аминь, аминь, аминь. Читать полностью

Огненный Муж

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ):

Озар Ворон и Рысь Беда видят в «огненном муже / царе» заговоров Громовержца: «В «огненном царе», ездящем на туче верхом и разящем огненными стрелами «колдуна и колдуницу», и всяческую порчу и нечисть, обороняя по просьбе «поклонившегося и помолившегося» ему человека новобрачных, легко узнается все тот же Перун». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012). Читать полностью

О возможной иконографии Марены (№3)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для групп СНЯ и РП, начатую с материалов о Велесе (№1 vk.com/wall-119055965_4223) и Перуне (№2 vk.com/wall-79792461_2541). Общие тезисы об идолах смотри: vk.com/wall-119055965_1905. Пришёл черёд Марены, которую – довольно неожиданно для меня – голосование вывело на следующее место после Велеса и Перуна. Читать полностью

Каменный Муж. Часть 3

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ):

Озар Ворон и Рысь Беда пишут: «Каменный муж проще всего и всего загадочнее. Все семь заговоров с его участием практически неотличимы друг от дружки. Он всегда предстает в одном и том же месте, в одном и том же виде – на каменном столбе (изредка на каменном мосту) посреди океана-моря. Как железный муж железу, каменный муж доводится отцом и матерью всему камню. Его просят только о защите от оружия, как, в основном, и железного человека, но защищает он по другому – если железный муж, как повелитель железа, приказывает оружию не наносить вреда протагонисту, то каменный просто надевает на того каменную рубаху (а иногда и портки из того же материала) «от востоку до западу, от западу до востоку, от земли до небеси, от небеси до земли»». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012) Читать полностью