ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТА СМЕРТИ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Культ богини смерти Марены в современном родноверии широко распространился с подачи «Велесова Круга» в середине 2000-х годов. Причём, сложился он под влиянием индуизма (думаю, ни для кого не секрет, что классические работы волхва Велеслава — это, во многом, шиваизм и адвайта-веданта а ля рюс). Для сравнения — в начале 2000-х годов почитание Марены в ССО СРВ (вдохновлённое «Велесовой Книгой») выглядело приблизительно так:

«21 ноября (груденя) — приход Морены-Зимы, день славянской богини смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, под ногами слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает: «А ни Мара, ни морока не смиемо славити»». [Марин День. Источник: https://slavtradition.com/nasledie/prazdniki/1893-marin-den]

Автор этих строк в своё время практиковал и описанный выше обряд ССО СРВ и более привычное сейчас почитание Марены по образцу «Велесова Круга» (см. это видео). Более того, занимаясь этим, я получил определённый мистический опыт и ни в коем случае не собираюсь отрицать опыт других людей. Не о том речь.

Читать полностью

ПОНЯТИЕ «РОДА» В СЛАВЯНСКОМ (НОВО)ЯЗЫЧЕСТВЕ

Я пишу это все не для того, чтобы вступить в споры о «верховном боге Роде». Тут, на мой скромный взгляд, спорить и не о чем. Любому мало-мальски вдумчивому человеку понятно, что Род не мог быть «верховным» божеством в том смысле, в каком его раскрутил Рыбаков и позднее подхватили родноверы. Хотя бы потому, что как уже замечал у нас Олег (http://novoyazychestvo.ru/o-vozmozhnoj-ikonografii-roda-i-rozhanic-8.html), — это божество известно только восточным славянам, т.е. оно не древнее и не общеславянское. Наоборот, это относительно  поздняя персонификация, известная нам в основном по поучениям против язычества. Читать полностью

Перун

Перун — бог неба.

  1. «(…) в одной рукописи Погодинского древлехранилища, принадлежащей XV веку, на вопрос: «колико есть небес?» встречаем такой ответ: «Перун есть мног»»1.

Перун — бог-громовержец. Читать полностью

Сейчас подходит время родноверческого «Перунова дня»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В разных языческих пабликах сейчас повторяется одно и то же: Илья=Перун, Перунов день=Ильин день. Идея всем нравится (в том числе и мне), но это мешает критично взглянуть на привычные доводы, а следовательно увидеть в старой информации что-то новое.
Что касается Праздника, мне кажется, стоит постоянно держать в голове, что Илья в славянской народной традиции заменил не Перуна, а Зевса (и чисто по имени — Гелиоса), причем не у нас, а у греков. Что с принятием христианства мы не сменили имя старого бога на новое («Илья» — из «Перун»), а получили НОВОГО («Илья» — из «Зевс») Громовника.  Читать полностью

Хорс — Громовержец. О сущностном единстве бога Огня и Громовержца. 

Кондрашовъ М.П. Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма.

«Нет разных богов у различных народов. Нет богов чужеземных и греческих, нет богов севера и юга. 

Как солнце, луна, небо, земля и море равно принадлежат всем людям, только называются у разных народов различно, точно так же и единый, всем руководящий разум, единое, руководящее всем провидение имеет у разных народов различное наименование и различно почитается». Читать полностью

Велес/Волос

Имена богов и акцентология
ч.2 — ВЕЛЕС/ВОЛОС
Текст ниже, основанный на данных лингвистики, помогает понять, как правильно ставятся ударения в именах божеств.
Сегодня, как и обещали в прошлую среду (См. «Перун и Мокошь» https://vk.com/wall-119055965_11117), Велес/Волос.

Публикуется в формате «заметки на полях» — в дополнение к выложенному у нас ранее посту про возможную иконографию Велеса (https://vk.com/wall-119055965_4223).

Читать полностью

Перун и Мокошь

Имена богов и акцентология
ч.1. ПЕРУН и МОКОШЬ.

(ч.2 — «ВЕЛЕС/ВОЛОС» выйдет в свет ровно через неделю, 27.09.17.
Следите за обновлениями!).

Текст ниже, основанный на данных лингвистики, помогает понять, как правильно ставятся ударения в именах божеств.
Наиболее интересна, конечно же, информация про Мокошь, т.к. относительно того, на каком слоге — первом или втором, должно ставится ударение, — до сих пор идет дискуссия среди современных язычников. Однако и насчет Перуна можно почерпнуть нечто новое (например, о том, что ударение в род. падеже будет там же, что и в словах «бегун» или колдун»). Читать полностью

О возможной иконографии Рода и Рожаниц (№8)

#Славяне_РП #Язычество_РП #Боги_РП #Божества_РП #Иконография_РП#Культ_Рода_РП #Род_и_Рожаницы_РП

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 7, даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Недавнее голосование (vk.com/wall-119055965_7686) определило интерес подписчиков к Роду и Рожаницам. Это не удивительно – ведь по мнению, широко раскрученному Б.А. Рыбаковым (не является ли он самым ли популярным и великотиражным русскоязычным автором о славянском язычестве и по сей день?), Род был верховным Божеством славянского мира. Но это, конечно, не так – бесспорно не так. Писать этот пост мне будет просто по двум причинам. Во-первых, я давно выпустил статью, где досконально разобрал Рода и Рожаниц как они представлены 1) в источниках; 2) у Рыбакова; и 3) у других исследователей, большинство из которых, в отличие от Б.А., видели их

верно. Читать полностью

О возможной иконографии: Симаргл, Коруна, Переплут, Кила, Троян, Карна и Жля (№7)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 6 (Велес, Перун, Марена, Сварог, Мокошь, Дажьбог) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905.

Этот пост несколько выбивается из уже почти сложившегося формата. Тому поспособствовали результаты недавнего голосования: vk.com/wall-119055965_7686 и особенности источниковой базы о славянских Божествах. Если о рассмотренных ранее Дажьбоге, Велесе, Перуне источники относительно обильны, то о ряде других Божеств есть только скудные упоминания. Я решил собрать таких малоизвестных персонажей в одну группу и с ходу рассмотреть всех. Данный пост посвящён малоизвестным именам восточнославянской мифологии. Поехали. Читать полностью

Порядок перечисления божеств в молитвах

«Семь богов» («The Seven Gods»), графика, digital coloring

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое замечание по порядку перечисления божеств в молитвах.
Справедливо тогда, когда молитва направлена не к какому-то одному конкретному божеству, а ко всем им.
Так вот, перечень божеств в такой молитве должен либо открываться, либо закрываться упоминанием Божества Огня:
«Как установил Дюмезиль ( О и т ., рр. 3 1 7 — 3 1 8 ), римский обычай заканчивать каждое жертвоприношение или молитву упомина­нием Весты соответствует помещению Агни в «Ригведе» либо в начале, либо в конце ритуальных перечислений богов, и ко­нечному месту огня в авестийских молитвах.
Вывод Дюмезиля о том, что «уже индоевропейцы охотно помещали на одно из этих противоположных мест их божество благого огня» (О и т ., р. 31 8 ) подтверждается разительной славянской параллелью: в древнерусских перечислениях богов огонь появляется либо в начале, либо в конце: «Иже молятся огневи подъ овиномъ, виламъ, Мокошьи, Симоу, Рьглоу, Пероуноу, — Волосу скотью богу, ‘— 1 Хърсу, родоу, рожаницямъ и всѣмъ проклятымъ богомъ ихъ» (окончательная редакция «Слова некоего христолюбца » 69), «И вѣруют въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы, ихже числомь тридесятеть сестрениць, — глаголють — оканьции — невѣгласи, и мнятъ богынями, и так кладоуть имъ требы и — короваи им молять — коуры рѣжють; и огневи молять же ся, зовуще его сварожичьмь»[1] Читать полностью