Перун

Перун — бог неба.

  1. «(…) в одной рукописи Погодинского древлехранилища, принадлежащей XV веку, на вопрос: «колико есть небес?» встречаем такой ответ: «Перун есть мног»»1.

Перун — бог-громовержец. Читать полностью

Сейчас подходит время родноверческого «Перунова дня»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В разных языческих пабликах сейчас повторяется одно и то же: Илья=Перун, Перунов день=Ильин день. Идея всем нравится (в том числе и мне), но это мешает критично взглянуть на привычные доводы, а следовательно увидеть в старой информации что-то новое.
Что касается Праздника, мне кажется, стоит постоянно держать в голове, что Илья в славянской народной традиции заменил не Перуна, а Зевса (и чисто по имени — Гелиоса), причем не у нас, а у греков. Что с принятием христианства мы не сменили имя старого бога на новое («Илья» — из «Перун»), а получили НОВОГО («Илья» — из «Зевс») Громовника.  Читать полностью

Хорс — Громовержец. О сущностном единстве бога Огня и Громовержца. 

Кондрашовъ М.П. Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма.

«Нет разных богов у различных народов. Нет богов чужеземных и греческих, нет богов севера и юга. 

Как солнце, луна, небо, земля и море равно принадлежат всем людям, только называются у разных народов различно, точно так же и единый, всем руководящий разум, единое, руководящее всем провидение имеет у разных народов различное наименование и различно почитается». Читать полностью

Велес/Волос

Имена богов и акцентология
ч.2 — ВЕЛЕС/ВОЛОС
Текст ниже, основанный на данных лингвистики, помогает понять, как правильно ставятся ударения в именах божеств.
Сегодня, как и обещали в прошлую среду (См. «Перун и Мокошь» https://vk.com/wall-119055965_11117), Велес/Волос.

Публикуется в формате «заметки на полях» — в дополнение к выложенному у нас ранее посту про возможную иконографию Велеса (https://vk.com/wall-119055965_4223).

Читать полностью

Перун и Мокошь

Имена богов и акцентология
ч.1. ПЕРУН и МОКОШЬ.

(ч.2 — «ВЕЛЕС/ВОЛОС» выйдет в свет ровно через неделю, 27.09.17.
Следите за обновлениями!).

Текст ниже, основанный на данных лингвистики, помогает понять, как правильно ставятся ударения в именах божеств.
Наиболее интересна, конечно же, информация про Мокошь, т.к. относительно того, на каком слоге — первом или втором, должно ставится ударение, — до сих пор идет дискуссия среди современных язычников. Однако и насчет Перуна можно почерпнуть нечто новое (например, о том, что ударение в род. падеже будет там же, что и в словах «бегун» или колдун»). Читать полностью

О возможной иконографии Рода и Рожаниц (№8)

#Славяне_РП #Язычество_РП #Боги_РП #Божества_РП #Иконография_РП#Культ_Рода_РП #Род_и_Рожаницы_РП

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 7, даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Недавнее голосование (vk.com/wall-119055965_7686) определило интерес подписчиков к Роду и Рожаницам. Это не удивительно – ведь по мнению, широко раскрученному Б.А. Рыбаковым (не является ли он самым ли популярным и великотиражным русскоязычным автором о славянском язычестве и по сей день?), Род был верховным Божеством славянского мира. Но это, конечно, не так – бесспорно не так. Писать этот пост мне будет просто по двум причинам. Во-первых, я давно выпустил статью, где досконально разобрал Рода и Рожаниц как они представлены 1) в источниках; 2) у Рыбакова; и 3) у других исследователей, большинство из которых, в отличие от Б.А., видели их

верно. Читать полностью

О возможной иконографии: Симаргл, Коруна, Переплут, Кила, Троян, Карна и Жля (№7)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 6 (Велес, Перун, Марена, Сварог, Мокошь, Дажьбог) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905.

Этот пост несколько выбивается из уже почти сложившегося формата. Тому поспособствовали результаты недавнего голосования: vk.com/wall-119055965_7686 и особенности источниковой базы о славянских Божествах. Если о рассмотренных ранее Дажьбоге, Велесе, Перуне источники относительно обильны, то о ряде других Божеств есть только скудные упоминания. Я решил собрать таких малоизвестных персонажей в одну группу и с ходу рассмотреть всех. Данный пост посвящён малоизвестным именам восточнославянской мифологии. Поехали. Читать полностью

Порядок перечисления божеств в молитвах

«Семь богов» («The Seven Gods»), графика, digital coloring

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое замечание по порядку перечисления божеств в молитвах.
Справедливо тогда, когда молитва направлена не к какому-то одному конкретному божеству, а ко всем им.
Так вот, перечень божеств в такой молитве должен либо открываться, либо закрываться упоминанием Божества Огня:
«Как установил Дюмезиль ( О и т ., рр. 3 1 7 — 3 1 8 ), римский обычай заканчивать каждое жертвоприношение или молитву упомина­нием Весты соответствует помещению Агни в «Ригведе» либо в начале, либо в конце ритуальных перечислений богов, и ко­нечному месту огня в авестийских молитвах.
Вывод Дюмезиля о том, что «уже индоевропейцы охотно помещали на одно из этих противоположных мест их божество благого огня» (О и т ., р. 31 8 ) подтверждается разительной славянской параллелью: в древнерусских перечислениях богов огонь появляется либо в начале, либо в конце: «Иже молятся огневи подъ овиномъ, виламъ, Мокошьи, Симоу, Рьглоу, Пероуноу, — Волосу скотью богу, ‘— 1 Хърсу, родоу, рожаницямъ и всѣмъ проклятымъ богомъ ихъ» (окончательная редакция «Слова некоего христолюбца » 69), «И вѣруют въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы, ихже числомь тридесятеть сестрениць, — глаголють — оканьции — невѣгласи, и мнятъ богынями, и так кладоуть имъ требы и — короваи им молять — коуры рѣжють; и огневи молять же ся, зовуще его сварожичьмь»[1] Читать полностью

О возможной иконографии Дажьбога (№6)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 5 (Велес, Перун, Марена, Сварог, Мокошь) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Следующим в голосовании стал Дажьбог.

Збручский идол (X век, славяне), верхняя задняя грань. Б.А. Рыбаков допускал, что это могло быть изображение Дажьбога. Атрибутов практически нет, только пояс и княжеская шапка, однако характерна поза рук — правая на сердце, левая — на животе. Бороды скорее всего нет, зато есть усы. Как говорилось ранее, борода была скорее атрибутом жрецов, нежели правителей.

Сразу скажу, что у меня особое отношение к этому Богу и особые взгляды на него. Наверно, ни у кого – из тех, кто справедливо не соглашается с верховенством Рода, но в теме всё-таки разбирается, – не вызовет несогласия мой тезис о том, что ПЕРУН, ВЕЛЕС И ДАЖЬБОГ БЫЛИ САМЫМИ ЗНАЧИМЫМИ ДРЕВНЕРУССКИМИ (да вероятно и не только) БОЖЕСТВАМИ, чью праславянскую сущность обосновать можно проще всего. Но я иду ещё дальше и говорю, что Дажьбог был верховным Богом праславянского пантеона, пока его в этой роли не вытеснил его сын Перун. Читать полностью

О возможной иконографии Мокоши (№5)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Ссылки на более ранние выпуски, которых было уже 4 (Велес, Перун, Марена, Сварог) даются в конце поста. Общие тезисы об идолах смотри здесь: vk.com/wall-119055965_1905. Следующее место в голосовании заняла Мокошь.

Корольков В. (?) Мокошь, современный образ.

ПЕРВОЕ, С ЧЕГО Я НАЧНУ, НАМЕРЕННО НАПРЯГАЯ ЧИТАТЕЛЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, ЭТО ИМЯ ЭТОЙ БОГИНИ: МОКОШЬ, А НЕ МАКОШЬ!!! МОКОШЬ, МОКОШЬ, ПОВТОРИТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ, ЕСЛИ ЭТО ВАМ НЕ ПРИВЫЧНО И ЗАПОМНИТЕ. А теперь объясню почему. Читать полностью

Орёл

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

1. Летел орел из-за Хвалынского моря, разбросал кремни и кремницы по крутым берегам, кинул громовую стрелу во сыру землю. И как отродилась от кремня и кремницы искра, от громовой стрелы – полымя, и как выходила грозная туча, и как проливал сильный дождь, что им покорились и поклонились селитра, порох, смирным смирнехонько. Как дождь воды не пробил, так бы меня (такого-то) и моего коня искры и пули не пробивали, тело мое было бы крепче белого камня. И как от воды камни отпрядывают и пузыри отскакивают, так бы от ратных орудий прядали от меня стрелы и порох-селитра. Слово мое крепко! («Сказания рус. нар.» Сахарова, там же.) Читать полностью

Железный Бык

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

1. От призору на мл(а)д(ен)ца в очи и от усовной болезни на яйцо говори 3 ж на желток, и тем ч(е)ловека мазат(ь).
Есть гумно железное, есть на том гумне железном стоит бык железной, и роги, и ребра железныи, и копыта железные. Бодет усовы и призоры и лихие глаза на буйные ветры, на холодную северну. Пусть он и щемит, и болит, и кричит, и вопит от сего раба Б(о)жия имярек.
Говор(и) 3 ж. Читать полностью

О возможной иконографии Сварога (№4)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для всячески рекомендуемых групп РП и СНЯ. Напомню, что первые три выпуска посвящались соответственно Велесу (№1 vk.com/wall-119055965_4223), Перуну (№2 vk.com/wall-79792461_2541) и Мажане (№3 vk.com/wall-119055965_6142). Общие тезисы об идолах смотри: vk.com/wall-119055965_1905. Следующее место в голосовании занял Сварог. Читать полностью

Традиционные тексты о Громовнике

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ)

Пока готовится очередной пост — ещё несколько традиционных текстов о Громовнике:

1. По святому мору Окияну ездил святыи Илья, а несет человеческия кости во рте, а посылает скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю. По святому же морю Окияну летаеть черной ворон, а несеть человеческия кости в роте, а посылаеть скалы на небеса, а лихую порчю и студеное железо в землю и подь каменую гору и во веки веком. Аминь, аминь, аминь. Читать полностью

Огненный Муж

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ):

Озар Ворон и Рысь Беда видят в «огненном муже / царе» заговоров Громовержца: «В «огненном царе», ездящем на туче верхом и разящем огненными стрелами «колдуна и колдуницу», и всяческую порчу и нечисть, обороняя по просьбе «поклонившегося и помолившегося» ему человека новобрачных, легко узнается все тот же Перун». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012). Читать полностью

О возможной иконографии Марены (№3)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств (vk.com/wall-119055965_4196) для групп СНЯ и РП, начатую с материалов о Велесе (№1 vk.com/wall-119055965_4223) и Перуне (№2 vk.com/wall-79792461_2541). Общие тезисы об идолах смотри: vk.com/wall-119055965_1905. Пришёл черёд Марены, которую – довольно неожиданно для меня – голосование вывело на следующее место после Велеса и Перуна. Читать полностью

Каменный Муж. Часть 3

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ):

Озар Ворон и Рысь Беда пишут: «Каменный муж проще всего и всего загадочнее. Все семь заговоров с его участием практически неотличимы друг от дружки. Он всегда предстает в одном и том же месте, в одном и том же виде – на каменном столбе (изредка на каменном мосту) посреди океана-моря. Как железный муж железу, каменный муж доводится отцом и матерью всему камню. Его просят только о защите от оружия, как, в основном, и железного человека, но защищает он по другому – если железный муж, как повелитель железа, приказывает оружию не наносить вреда протагонисту, то каменный просто надевает на того каменную рубаху (а иногда и портки из того же материала) «от востоку до западу, от западу до востоку, от земли до небеси, от небеси до земли»». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012) Читать полностью

Железный Муж. Часть 2

(продолжение, начало тут — https://vk.com/wall-119055965_5773).

13. Въ чистомъ полѣ стоитъ сырой дубъ, и въ томъ сыромъ дубѣ желѣзный мужъ, и того желѣзнаго мужа не можно напоить и накормить ни хлѣбомъ, ни солью, никакими овощами, а накормить того желѣзнаго мужа изъ жива человѣка съ сердца грыжею, изъ-подъ грудей грыжею, изъ пупа грыжею; къ томужь въ синемъ морѣ Окіанѣ бѣлой камень, и отъ того бѣлаго камня выходитъ красная дѣвица и приходитъ къ тому рабу Божію (имя рекъ), и вынимаетъ у того раба Божія съ пупа грыжу, съ сердца грыжу, изъ-подъ пупа грыжу, и покладываетъ на шелковую ленту, и сноситъ къ сырому дубу, къ желѣзному мужу, и тотъ желѣзный мужъ поѣдаетъ и пожираетъ у того раба’Божія съ сердца грыжу, изъ-подъ грудей грыжу, изъ пупа грыжу, и тѣмъ желѣзный мужъ сытъ пребываетъ. Читать полностью

Железный Муж. Часть 1

Продолжаем публиковать традиционные обрядовые слова. Следующая подборка посвящена «железному мужу» (иначе — «железному царю») русских заговоров.
Озар Ворон и Рысь Беда выдвигают версию, что «железный муж» — это Стрибог: «Железный человек тогда, судя по облику, которым он наделен, Стрибог – Божество войны». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012)
Я считаю, что под этим определением скрывается Перун. Читать полностью

Мир Богов. Перун

Продолжаем собирать традиционные обрядовые слова. Тексты, предлагаемые ниже, можно использовать либо в качестве отдельных славлений,
либо в рамках основанной на заговорах схемы обряда (с ней вы можете ознакомиться здесь: http://www.krivichi.org/zhrec/obryad-pochitaniya-bogo.. ). В последнем случае они будут соответствовать
этапу обряда, названному «Мир Богов». Как обычно, приводятся оригинал и предлагаемая к использованию версия. Читать полностью

О возможной иконографии Перуна (№2)

Продолжаю серию постов об иконографии славянских Божеств для групп СНЯ и РП, начатую с рассмотрения Велеса (vk.com/wall-119055965_4223). Общие тезисы об идолах смотри: vk.com/wall-119055965_1905 Итак, в голосовании (vk.com/wall-119055965_4196) на данный момент лидирующую позицию занимает Перун. Действительно, логично перейти теперь к нему: судя по всему, с Велесом и Дажьбогом они входили в тройку самых почитаемых Божеств Руси. Читать полностью

О возможной иконографии Велеса (№1)

(О серии постов: vk.com/wall-119055965_4196, для групп СНЯ и РП)
Об идолах славян в целом, их общих свойствах и советах по изготовлению и освящению уже писалось ранее (vk.com/wall-119055965_1905). См. там же о наиболее ранних образцах возможных славянских идолов, явно показывающих влияние степи, и относящихся к поздней античности. Любопытно, что первое возможное текстовое упоминание славянских идолов некоторые исследователи также относят к Велесу (Аничков, 439) – ибн Фадлан пишет (около 922 г.): торговцы на Волге подходят «к длинному воткнутому в землю бревну, у которого имеется лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений длинные брёвна, воткнутые в землю. <…> “Эти – жёны нашего господа, дочери его и сыновья его”» (О путешествии на Волгу, §99). Хотя речь здесь, возможно, о скандинавском культе, и ещё вероятнее – не о Велесе, но общие черты единой североевропейской традиции здесь видны отчётливо, ср. например с кельтскими идолами (vk.com/wall-39773469_12216). Читать полностью

Традиционные обращения к Перуну / Грому

Как обычно, цитата из первоисточника + предлагаемая обработка. Например:

С(вя)тый государь Илья пророк, поедеш(ь), государь, на ветреннем коне, розшиби, государь, дуб в поли, камен(ь) в море, так отшиби, государь, от сего раба Б(о)жия имярек ил(и) младенца, или от сея животины всякие уроки и всякую порчю, и притчю, и призор, и прикос, и всякую болезнь от раба Б(о)жия имярек. Читать полностью

Вырезаем лик идола. Сооружаем крытый стол для обрядовой стравы

Первое видео на нашем канале — видео с восстановления языческого капища в Смоленске.
Работы ещё только начаты.

Здесь мы хотим поделиться с вами некоторыми моментами наших работ по восстановлению капища.
Видео интересно тем, что здесь показано то, как вырезать лик идола из дерева.
Может пригодиться всем, кто собирается строить своё святилище. Читать полностью

Образы

В моих исследованиях славянской мифологии меня всегда очень сильно занимал один момент.
Не настолько очевидный, каким он может показаться, но все же, все же…
Некоторые Образы прорастают сами. Сквозь пространство и время. Читать полностью

Один новый подход к воссозданию языческой иконографии

У Гомера в 7 песне «Одиссеи» есть пассаж, где некий Алкиной говорит об обычаях гостеприимства, и гадает о госте – Одиссее, – не бог ли это, замечая, что, может:
«..кто из бессмертных под видом его посетил нас» (7.199)
Одиссей с ходу отметает такую вероятность, и предлагает лучше отобедать. Читать полностью

Для обращения к богам в повседневной жизни

Два небольших, как это сейчас модно говорить, «лайфхака»😆

1. Каждое Дело следует начинать с зачина — обращения к богу (традиционный зачин «Боже, помоги» тили «Дай, боже, в час добрый»);
2. При молитве следует ориентироваться на солнце. Читать полностью