Наткнулся в Олонецком сборнике на один любопытный заговор: «Господи, благослови, отче. В море Хвалынское падет река черная, над рекой стоит ель черная, под елью седит человек черн, волос у него черн, кон(ь) под ним ворон, кнут в руках золот; побивает тот человек всякой урок от…

Решил попробовать нечто радикально отличное от подхода Мирослава, который настаивал на том, чтобы использовать в наших построениях исключительно славянский этнографический материал «как он есть» – начисто игнорируя сравнительную мифологию и построения ученых (например, http://novoyazychestvo.ru/o-bespoleznosti-sravnitelnoj-mifologii.html). Он даже потом пытался подвести под все это свою собственную и…

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ Я не хочу сказать, что суть всего «славянского новоязычества» именно в этом и все наши авторы думают именно так (см. тэг в начале), но несомненно, значительный пласт новоязычества предполагает следующее – поклонение не «классическим» богам старого язычества, известным нам из древних источников (Хорсу, Дажьбогу,…

Отец Небесный

Публикую текст в рубрике «Экспериментальная модель мира», потому что сам ещё не до конца уверен в этой идее. Хотя она кажется мне перспективной. Сначала — несколько слов в продолжение недавней темы ( http://novoyazychestvo.ru/o-narodno-xristianskix-svyatyx-i-novoyazychestve.html ). Понятно, что, если мы опираемся на этнографию — мы получаем «славянское…

Есть в Белоруссии почитаемая святыня — Кременецкий валун, он же — Даждьбогов камень. Почитаемый до сих пор — об этом можно прочитать, к примеру, здесь: «Камень-Даждьбог дарует дождь и благополучие, но переезжать ни за что не хочет». Впервые я узнал о нём, помнится, из «Книги…

The artwork by Maxim Sukharev

Вопреки мнению тех, кто считает, что «Путь балтов» — это почитание не богов, а неких безличностных «сил природы», «силы природы» в народной традиции вовсе не являются безличностными. Их воспринимали как личностей, о чём свидетельствуют дошедшие до нас мифы. В том числе — мифы о Солнце.

Чтобы полнее раскрыть образ бога ветров, обратимся к сравнительной мифологии. Без нее мы вряд ли сможем обойтись, увы. «Вряд ли сможем» – потому что далее вы сами убедитесь, насколько более полным получается данный образ, по сравнению с привлечением одного лишь фольклора. А «увы» – потому…

pohoronyrusa

Давно хотел написать об этом, но никак не мог собраться. О древнем славянском боге Семаргле мы не знаем ничего, кроме имени. Более того — не знаем даже, один это бог (Семаргл) или два (Сем и Регл) — см. текст Олега. Поэтому всё, что остаётся исследователям…

Цветок папоротника

Публикую это просто, чтобы самому не забыть и не потерять. Есть данные, чётко связывающие папоротник с Перуном: «До сих пор во всех славянских землях верят, что без огненного цвета папоротника ни за что нельзя добыть клада. (…) У хорватов он прямо называется Перуновым цветом (…)…

Бог грозы

Полагаю многим будет понятна радость, охватывающая исследователя славянской мифологии, когда он случайно натыкается на нечто новое о славянских богах. Я просто не могу не поделиться находкой. Источник сведений — статья М. М. Валенцовой «Календарная обрядность в с. Остурня словацкого Замагурья», опубликованная в сборнике института славяноведения…