Перун

Перун — бог неба.

  1. «(…) в одной рукописи Погодинского древлехранилища, принадлежащей XV веку, на вопрос: «колико есть небес?» встречаем такой ответ: «Перун есть мног»»1.

Перун — бог-громовержец. Читать полностью

Молитвы Молодому Месяцу

Начнем с известного деления сакральных текстов на молитвы и заклинания. В соответствии с делением на «религию» и «магию», первые — якобы построены целиком на том, что мы просим о чем-либо Высшие Силы, а вторые — на том, что мы заставляем и принуждаем Их. Так вот, для (славянского) язычества  все это — совершенно нерабочая модель. Например, тексты, описываемые ниже,  ученые относят то к заговорам, то к «приговорам», то к «закличкам», то вообще к «приветствиям», — очевидно, будучи не в силах уложить их в привычные рамки. Читать полностью

Сейчас подходит время родноверческого «Перунова дня»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В разных языческих пабликах сейчас повторяется одно и то же: Илья=Перун, Перунов день=Ильин день. Идея всем нравится (в том числе и мне), но это мешает критично взглянуть на привычные доводы, а следовательно увидеть в старой информации что-то новое.
Что касается Праздника, мне кажется, стоит постоянно держать в голове, что Илья в славянской народной традиции заменил не Перуна, а Зевса (и чисто по имени — Гелиоса), причем не у нас, а у греков. Что с принятием христианства мы не сменили имя старого бога на новое («Илья» — из «Перун»), а получили НОВОГО («Илья» — из «Зевс») Громовника.  Читать полностью

Заря как божество

Заря — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Время, во время которого на небе появляется заря, в славянской традиции считается одним из самых благоприятных моментов времени для совершения магических действий («Заговоры произносили, как правило, на утренней или вечерней заре, обращаясь утром — к востоку, а вечером — к западу. При этом в заговоре описывался момент, когда уже показалось солнце, но месяц и звезды еще не исчезли и лишь постепенно тускнеют на небе: “Восстану я, (имярек), на заре, на утренней, на восходе солнышка, на закате месяца и на покрытие звезд…”»https://vk.com/wall-67741956_14061).

Читать полностью

Лето

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

«Мир Полдня»)))

(некое продолжение как статьи про «год» (https://vk.com/wall-119055965_14908), так и поста про фенологию и лунные фазы весны ( https://vk.com/wall-119055965_14797)).

Календарь, связанный с Природой вокруг нас (а языческий календарь, по моему глубокому убеждению, никаким иным быть и не может), это такая штука.. В общем, не может не быть завязан на местность.
Я это к чему. К тому, что можно выделить условно древнеславянский календарь и более поздний условно «этнографический» русский.

Читать полностью

Огонь и Вода

В продолжение недавних статей про Огонь и Воду как божества.

В славянской ( впрочем, как и в мировой) мифологии Огонь и Вода представляют собой (наряду с Небом и Землей) устойчивую пару (противоположностей)— своеобразный архетип мужского и женского начал. Смысл в том, что, помимо ситуаций, когда мы обращаемся либо к одному Огню, либо к одной Воде (а в статьях они описаны), языческий культ состоит все же в том, чтобы почитать и Его и Ее вместе, — и одновременно.

Читать полностью

Вода как божество

В продолжение вчерашней статьи про Огонь как божество.

Вообще предлагаемый мною пантеон «природных» богов строится явным образом попарно, в соответствии с картиной мира славянской мифологии. Солнце-Луна (Месяц), Небо-Земля, Огонь – Вода. Современная научная картина мира называет такие пары «бинарными оппозициями». Читать полностью

Огонь как божество

Пришлось взяться за описание Огня как божества самому, вместо Мирослава (у него сейчас, насколько я понял, проблема с привлечением (множества) источников, а у меня есть для этого вмсм под рукой). См. предыдущий пост Мирослава

Читать полностью

Солнце как божество

Это, кстати, неоспоримый факт — при том, что существовали разного рода солярные божества, язычники почитали Солнце и молились непосредственно Солнцу. Как отмечает Б.А. Успенский, «ориентация при молитве может определяться именно положением солнца, подобно тому как положение солнца определяет и время молитвы. Так, в Поучении Владимира Мономаха (начала XII в.) говорится, что увидев восходящее солнце, надлежит прославить Бога: «… солнцю въсходящю, и узревше солнце, и прославити Бога с радостью», и это в общем соответствует поведению римлян, входивших в базилику св. Петра.

Читать полностью

С какими просьбами обращаться к Огню

Вниманию наших читателей предлагается подборка зафиксированных в этнографии славянских представлений о функциях Огня. Не всегда в этих свидетельствах Огонь явно выступает в качестве божества, чаще — как стихия. Но согласно языческому мировоззрению стихиями управляют боги и духи…

Огонь очищает (в том числе — от болезней и вредоносного колдовства).

Читать полностью

Целование месяца как «хлопок одной ладонью»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к недавнему посту Мирослава про «Месяц» (https://vk.com/wall-119055965_16321). Так сказать, Практика в дополнение к голой теории. )

Исследователей традиционной славянской духовной культуры давно занимает фрагмент из древнерусской статьи «От апостольских заповедей» (рукопись XIV — XV вв.) — «Аще кто целует месяц … да будет проклят». Читать полностью

«Праведное Солнце» 

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

На эти размышления меня натолкнула недавняя статья (https://vk.com/wall-119055965_16544) в сообществе “Славянское новоязычество”, где говорится следующее:

“(…) юродивый Иван Большой Колпак, живший при царе Федоре Ивановиче, любил подолгу смотреть на солнце, размышляя о «Праведном Солнце», т. е. о Христе как о Солнце Правды (…)”. Читать полностью

Проблема несоответствия древней и современной картины мира

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

На примере Солнца.

После поста Мирослава про Месяц (https://vk.com/wall-119055965_16321), я, что было бы логично, решил написать про Солнце. От поклонения Солнцу-то современному славянскому язычнику никуда не деться (ср. «солнце за нас»).

Однако в процессе написания всплыл один любопытный момент. Читать полностью

Месяц — “скотий бог”

Хороший пример того, что «природные боги» (Небо, Земля, Огонь, Вода, Солнце, Месяц и т.д. — https://vk.com/wall-119055965_14734) — это не какой-то нигилизм или «универсальное или абстрактное яз-во». В славянской Традиции все они обладают собственной богатой образностью. Итак, в честь сегодняшнего полнолуния:

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ  Читать полностью

Хорс — Громовержец. О сущностном единстве бога Огня и Громовержца. 

Кондрашовъ М.П. Изслѣдованiя въ области индоевропѣйскаго синкрѣтизма.

«Нет разных богов у различных народов. Нет богов чужеземных и греческих, нет богов севера и юга. 

Как солнце, луна, небо, земля и море равно принадлежат всем людям, только называются у разных народов различно, точно так же и единый, всем руководящий разум, единое, руководящее всем провидение имеет у разных народов различное наименование и различно почитается». Читать полностью

О том, чем т.н. «Заложные покойники» отличаются от «нормальных»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Прежде, чем продолжать про русалок(см. начало https://vk.com/wall-119055965_15336), возникла необходимость хоть как-то прояснить данный момент. 
Еще Зеленин, который ввел сам термин «заложные», подарил нам данную модель, где (утрированно) — есть «нормальные» Предки, а есть «заложные» — упыри и чудовища, от которых исходят только опасность и вред. И есть четкая разница между теми и другими. Современные язычники некритически восприняли такое «черно-белое» восприятие мира посредством чтения Рыбакова, ну и.. имеем то, что имеем.
В общем, не так все это. Совсем не так.  Читать полностью

Русалии и русалки. ч.1. Духи природы и «заложные покойники».

Я считаю данную тему во многом системообразующей для всего славянского язычества (а я всерьез работаю над вопросом о том, что такое это мое «славянское», над картиной мира славянского яз-ва, а то меня, после некоторых моих смелых идей типа «отказа от имен» и прочего, всерьез обвиняют в попытке создать выхолощенное универсальное (т.е. неслав.) яз-во. Чушь это). Читать полностью

Славянские боги и славянские мифы

Кстати заметьте, что в этой картине практически полностью отсутствует «славянский антураж». Так, только некие абстрактные узоры (правда сосуд я попытался под Прагу-корчак сделать, конечно, но это так — не то, что бросается в глаза))) )

Попробуем объединить мою версию пантеона богов — сил природы и недавние посты про Годовой (ч.1)месячный и суточный циклы.
И, заметьте, вообще без без «фэнтезийно-звучащих» славянских имен и названий! :-) Читать полностью

Месяц

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В дополнение к посту про «Лунное время» (https://vk.com/wall-119055965_11417).

У виккан вон, есть Символ Триединой богини, представляющий молодой месяц, полную луну и убывающий, представляющие собой аспекты Девы, Матери и Старухи (см. изображение 1).


Я, честно говоря, вообще начинаю думать, что это сугубо новодел, не связанный с какой-либо европейской традицией (исторически, три головы Дианы — это не фазы луны, а власть над тремя мирами – Верхним, Средним и Нижним, как у западнослав. Триглава), но тут я не специалист, не могу сказать точно. Читать полностью

Культ Дома

В славянском (ново)язычестве есть одна, крайне специфическая тема, которая подходит даже людям вроде меня, не верящим в личностных богов. То, вокруг чего можно даже выстроить полностью самодостаточный языческий культ, в том смысле, что ничего кроме него не особо и нужно :-) .

Это — то, что древние называли «Род» (имхо). Я сейчас называю эту силу «Дом» (именно так, с большой буквы, как имя собственное, потому что Дом в славянской мифологии — явным образом персонифицируется, но обо всем этом далее).
Читать полностью

Пантеон богов

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Мой подход.

Для начала, все понимают, что Мое Личное мнение — не равно славянскому новоязычеству? Это реально сугубо мое личное мнение и мой личный подход в его широких рамках. Не имею намерения вам его навязывать, — просто делюсь своими собственными идеями со всеми, кому это может быть интересно.
Вот был же у нас не так давно пост, где свой собственный подход описывал Мирослав (https://vk.com/wall-119055965_14267), почему бы и мне не?
Я просто, глядя на статью про «Культ Дома», которую я здесь выложил (https://vk.com/wall-119055965_14711), вдруг понял, что у меня складывается вполне себе пантеон богов. Все, как у настоящих язычников )))) Читать полностью

Весна

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Несмотря на распространенную среди современных язычников точку зрения, согласно которой «все Времена Года одинаково хороши», я убежден, что Весна занимает совершенно особое место в славянской традиции. Видите ли, не зря именно с началом весны связано начало славянского нового года (https://vk.com/wall-119055965_14585 или https://vk.com/wall-119055965_7927). Начало весны – это момент рождения нового мира. В суточном цикле весне соответствует утро, в жизненном цикле человека – детство. Соответственно, что у нас ДО наступления утра? – ночь и сон (до момента рождения ребенка и его детства – небытие; душа, растворенная в коллективном).  Читать полностью

Как Они выглядят?

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

(спойлер: да никак).
Не секрет, что я сейчас пишу пост для СНЯ про Весну (к вск, надеюсь, расканителюсь уже). В мифологическом смысле, разумеется, т.е. про персонифицированную Весну. Весну как мифологического персонажа.


Разумеется, у меня сразу же возник вопрос: «Если Она персонифицирована, — то как Она выглядит?»
Причем я здесь даже не как художник интересуюсь. Это вообще нечто такое, что кажется нам, современным людям, — «естественным» (см. прикрепленные изображения). Ведь если Он/Она — есть, — значит Он/Она как-то выглядит, разве нет? Читать полностью

«Духи Места» и «Духи Времени»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В преддверии поста про Весну. Кто и Что это такое.» —
я обнаружил, что не все люди ВООБЩЕ В ПРИНЦИПЕ готовы принять эту тему (хз почему).
То, что одушевленным для нас, язычников, может быть не только пространство, но и время. Люди у нас с готовностью Духам Места уделят, — это же они нечто конкретное, — но не Духам Времени — какой-нибудь абстрактной «Весне», например.
В нашем примере, с Весной, — современному человеку не так уж и просто воспринимать Её как отдельный мифологический персонаж, к которому можно обращаться отдельно. Или, иначе говоря, не так уж и просто воспринять фразу «Весна пришла» буквально, — ну как то, что Весна такая взяла и пришла, сюда (как мы с вами сами берем и приходим куда-либо).
Причем я сейчас говорю об этом не в каком-то «художественном» смысле, а именно что в посконном языческом. Читать полностью

Символ ноги/лапы как символ потусторонних сил

#СЛАВЯНСКИЕ_СИМВОЛЫ_СНЯ

Отложил до конца марта пост про свастику (как и все остальное) — настолько меня сейчас захватила такая тема как ВЕСНА (вовремя, ничего не скажешь 😊 ). 
Сегодняшний пост из серии «славянские символы» прямо связан с весенней обрядностью. Вообще для меня самого несколько неожиданно все это. Как я писал недавно в посте про «славянскую викку» (https://vk.com/wall-119055965_14098), в этом и смысл и сила изучения Традиции (или, как модно сейчас говорить, «копанины»), — тебе постоянно открываются все новые и новые глубины, от которых захватывает дух. Читаю сейчас Т. А. Агапкину «Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян». Основная часть данного поста — это развернутая цитата оттуда. Читать полностью

Культ предков, ч.2

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

для начинающего славянского язычника.
ч.2 из 2х (№1 см. здесь — https://vk.com/wall-119055965_12280).

4. Точки контакта. Пространственный аспект.

Если Тот Свет находится «везде», «параллельно» с нашим (просто отделенный от нас некоей преградой), то вопрос местонахождения в пространстве в принципе относится не сколько к нему самому, сколько к «каналам связи» (см. https://vk.com/wall-119055965_11849) или же «точкам контакта» с миром мертвых. Читать полностью

Культ предков, ч.1

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

для начинающего славянского язычника.
ч.1 из 2х.

1. Место и значимость культа предков в славянском язычестве.

Значимость культа предков практически невозможно переоценить. Наряду с культом богов, почитанием природы, культ предков – это один из тех столпов, на которых держится все здание славянского язычества. Более того, по моему глубокому убеждению, именно культ предков служит своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая позволяет судить о глубине и серьезности различных современных языческих течений.
Читать полностью