Балкон как современный языческий храм и средоточие домашнего культа

Понятно, что наш Дом сам по себе является для нас Храмом (https://vk.com/wall-67741956_4979). Однако с практической точки зрения есть смысл выделить в пространстве человеческого жилья некие «точки фокуса», через которые мы будем осуществлять общение с Иным Миром и вокруг которых будет сосредоточен наш домашний культ. Обычно в качестве средоточия культа выступает Красный Угол (https://vk.com/wall-119055965_686). В данной заметке я постараюсь изложить некий альтернативный взгляд на средоточие домашнего культа.

Итак, балкон/лоджия, — собственно, разница между ними лишь в степени встроенности в конструкцию здания, поэтому далее, для простоты, я буду употреблять лишь слово «балкон», хотя все это применимо и к лоджии и вообще:
Разумеется, в дохристианскую эпоху никаких балконов как части жилища не существовало.
Однако ниже речь пойдет о неких общих принципах, которые применимы к любому человеческому жилью любой конфигурации.
Понятно, что написанное про БАЛКОН напрямую подходит только для квартиры (естественно, с балконом) в многоквартирном доме.
Для частного дома на месте балкона будут уже иные локусы, основанные, впрочем, на тех же самых принципах.

Тезис заключается в том, что для разного рода ритуалов, обрядов и магических действий лучше всего подходит пространство на периферии человеческого жилья.
Пространство, равно принадлежащее и к сфере «своего» и к сфере «чужого», пространство НА ГРАНИЦЕ между тем и этим.
Пространство — медиатор («посредник»).

Возьмем тот же Красный УГОЛ — его отмеченность связывают как раз с семантикой «границы»:
«Угол— часть дома или другого хозяйственного строения, отделяющая «свое» (замкнутое) пространство от «чужого» (открытого, не освоенного человеком)…В народных обрядах и верованиях УГОЛ символизирует внешнюю границу дома (ср. аналогичное значение других пограничных частей дома и двора, в частности ворот и порога)…УГОЛ дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших…УГОЛ дома, связанный с нечистой силой и вообще — со сферой потустороннего, занимает заметное место в славянских гаданиях и магии.»[1]

В реалиях крестьянского дома с двором, сакральное значение приобретают разного рода нежилые постройки, расположенные на периферии «своего» пространства:

«Для судеб языческих капищ в христианском мире интересными примерами являются постройки типа бани. овина или кузницы. Есть основания полагать, что переживание этих мест как «нечистых» связано с их особенной сакральной отмеченностью в дохристианском быту восточных славян, те с их специальной ролью родовых (домашних) храмов»[2]

Кроме того, семантика «границы» для таких локусов дополнительно усиливается за счет признака «жилой»/»нежилой»:

«В традиционном сознании нежилые помещения имеют устойчивый статус мест контакта с потусторонним миром, с сакральными силами (гадают, «вызывают» домового тоже в сарае, в бане, хлеву, в заброшенном, нежилом доме). Это места, с одной стороны, освоенные человеком и устроенные по подобию его дома, но, с другой стороны, не используемые для жилья»»[3]

Несложно заметить, что балкон (особенно без капитального утепления, особенно в нашем климате) занимает пограничное место и по этому признаку — «жилой»/»нежилой».

В качестве конкурента балкону как к пограничному локусу в современной квартире до определенной степени выступает «прихожая» (например, в ряде областей именно сени считались традиционным местом контакта с домовым хозяином), однако у балкона есть еще один, дополнительный смысл. Балкон служит пограничным пространством, пространством-медиатором по отношению не к регламентированному входу в жилище — двери, но к «нерегламентированному входу» — ОКНУ.

«В мифологических рассказах окно, обозначенное как отверстие, проем, просвет, символизирует «размыкание» жилого пространства в его взаимодействии с недифференцированным внешним, в том числе и
трансцендентным, миром…комплексное изучение концепта окна и подоконного пространства, внутреннего и внешнего, позволяет воссоздать картину взаимодействия миров, определяемую ситуацией появления на их стыке мифических пришельцев: покойников, духов-«хозяев», божеств судьбы, некой неперсонифицированной силы»[4]

Про окно мы еще будем говорить отдельно. Замечу только, что «окно» в славянской мифологии, помимо всего прочего, играет важную, связанную именно с языческим культом, роль, «…обусловленную космологическими представлениями, идеей включенности жилища в мироздание, которая наиболее отчетливо проявляется в загадках. В них окно осмысляется как проводник солнца (луны), его лучей в крестьянскую избу18. Оно открывает доступ взгляду из жилища к звездному небу, соотносит время, текущее в микрокосме (месяцы), со временем в универсуме – с годовым циклом.»[4] «

Таким образом, по совокупности признаков, БАЛКОН — является идеальным местом для отправления языческого культа и связанных с ним магических ритуалов.
Это уже не квартира, но еще не улица.
Одновременно и дом, и нет.
Остекленный, он чрезвычайно удобен для того, чтобы погрузиться в переживание природного буйства стихий в метель, бурю или грозу. Особое место, где, будучи защищенным от внешнего мира, ощущаешь особенную с ним связь.
Я сам лично так и делаю — использую балкон в качестве средоточия домашнего культа.
Там у меня лежат всякие волшебные камни (дочь сейчас их собирает) и растут разного рода знаковые травы, такие как крапива или полынь, на углу балкона висит кормушка, с которой кормятся птицы — и вообще куча всего хорошего — так, свеча, горящая на земле в цветнике — более пожаробезопасна, а дым от благовоний легко выветривается и проч.

Если вы используете балкон тупо в качестве кладовки и он забит у вас всяким хламом — вы теряете невероятно многое.
Предлагаю вам использовать балкон в качестве места для отправления домашнего языческого культа.

____________________
[1]Агапкина Т.А. «Угол»//Славянская мифология: энциклопедический словарь — М.: Эллис Лак, 1995;
[2]Б.А. Успенский (в соавторстве с Ю. М. Лотманом) «Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века). //«Труды по русской и славянской филологии», XXVIII Тарту, 1977 («Ученые записки Тартуского университета», вып. 414);.
[3]ХАФИЗОВА ЛИЛИЯ РАШИДОВНА «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА (НА РУССКОМ МАТЕРИАЛЕ)» (http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/LI..);
[4]Н. А. Криничная «Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии»

#язычество_в_городе_НЯ,
#модель_мира_НЯ,
#прикладная_мифология_НЯ

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.