ЗАГОВОРНЫЙ РИТМ

Постоянно с этим сталкиваюсь. Когда новоязычники пытаются исключить из заговорной традиции некие чисто христианские элементы (типа «перекрестясь» или «раба б.») либо внести в заговорный текст нечто свое, – неизменно всплывает вопрос  ритма: «надо посмотреть, что там будет с ритмом», «ну это надо сделать так, чтоб ритм не нарушить» и т.д. Так вот, давайте, наконец, разберемся, что это за мифический «заговорный ритм» такой.

Во первых, прошу прощения за банальное, но многие (как показало предварительное обсуждение данной темы) до сих пор не вполне понимают, что такое, собственно, «ритм» ( те, кто и так знают, что такое ритм – в данном абзаце ничего интересного не найдут). Например, многие путают понятие темпа и ритма (а порою даже рифмы и ритма). Так вот, темп (также такт)  – это то, насколько быстро или медленно повторяются отдельные единицы. Ритм – это нечто более сложное.  Ритм (в музыке и поэзии) образуют акценты, паузы, членение на отрезки (ритмические единицы различных уровней вплоть до отдельных звуков), их группировка, соотношения по длительности и т. п.; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (т.н. ритмический рисунок, в отличие от рисунка мелодического (изменение звука по высоте)). То есть ритм – это та же мелодия, только без тонов и полутонов (которые различаются по высоте: до-ре-ми… и т.д.). Например, ритм мы можем настукивать по какой-либо поверхности, и отнюдь не только как простое «тутс-тутс-тутс» (на некоторых родноверческих праздниках мы можем видеть, как кто-то монотонно долбит в бубен, то быстрее, то медленнее – вот это как раз не ритм (хотя и он тоже, только самый-самый примитивный), а темп). Ну и вообще, попробуйте сами. Возьмите какую-нибудь мелодию и попробуйте настучать ее пальцами по столу. Можно заметить, что у нас может получаться и  довольно сложное нечто. Вот если мы начнем стучать по разным поверхностям, которые отдаются то звонкими звуками-повыше, то гулкими-пониже – у нас получится не просто ритм, а уже мелодия. А так – ритм. Понятно же объясняю? Далее, если мы задумаемся над тем, благодаря чему выстукиваемый нами ритм может быть таким сложным, то мы можем понять, что это, прежде всего, паузы, а также их длина. Благодаря изменению длины мы можем группировать наши стуки в группы по два, по три, по четыре и более и повторять все это  в каких угодно сочетаниях, почему и говорят про «ритмический рисунок» (в самом деле, ритм ведь можно изобразить и графически, в виде некоего узора, а если вернуться к нашей теме, то в науке уже предпринимались попытки сравнить узоры народной вышивки и заговоры определенных регионов [1]). Потом, помимо пауз, нам доступен еще и акцент (это когда мы можем делать отдельные наши стуки громче прочих) и, если бы мы не стучали, а, например, дудели бы в примитивную однотонную трубочку с одной дырочкой, то нам была бы доступна еще и разная длина звука (впрочем, именно в заговорном ритме последний  параметр особой роли не играет, так что так, для полноты картины). Ну и должно быть понятно, что главное в ритме – это повтор, без которого наш набор звуков превращается просто в бессмысленный шум. Причем, повтор одновременно на разных уровнях – повторяться могут и соседние элементы, и их сочетания и более крупные блоки (например, в тексте, раз уж далее мы будем говорить о нем,  могут ритмически повторяться соседние слова, строки, абзацы,– и все это  в самых разных комбинациях).

В общем, после такого общетеоретического вступления, перейдем непосредственно к теме. Ведь на самом деле, ритм, пожалуй,  – это самое главное(помимо непосредственно содержания), что есть в заговоре («…в заговорах ритмическая организация — не столько эстетический, сколько прагматически обусловленный прием, это необходимый инструмент всякого «суггестивного» текста, обеспечивающий магическую силу заговора…»[2]). В общем, ритм – это то, что делает заговор – заговором. Это – тот «скелет», который обеспечивает существование заговорного «тела», и который не менее важен, чем само его содержание.  Проиллюстрирую данный тезис примером из прошлого поста (http://novoyazychestvo.ru/obrashhenie-k-izobrazheniyam-bogov-v-sakralnom-centre.html): «Встану я благословясъ, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротъми, в востошну сторону, под бледный месяц, под часты звезды, в чисто поле. В чистом поле сине море, за синим морем Океан море, на Океане море Латарь камень, на Латаре камне стоит церковь от земли до небеси…», из которого я сейчас, оставив содержание, уберу ритм: «Я встаю, благословляюсь и, перекрестившись, выхожу в двери из избы, затем я покидаю двор через ворота и иду на восток, где, под бледным светом месяца и частыми звездами на небе я прихожу в чистое поле. За этим полем находится синее море, за которым, в свою очередь, – Океан. Посреди него находится «Латарь камень», на котором располагается церковь, высотою до самого неба…». То есть, сами видите, все содержание мною сохранено, причем практически  дословно, но можно ли считать мою  речь – заговором? J))) Кстати, предлагаю вам подумать, чем именно оригинал заговорного текста отличается от этой моей его переработки –  это очень поможет в понимании данной статьи (в общем, забегая вперед, суть тут в том, что я сделал каждую условную «строку» текста  максимально непохожей на соседнюю, т.е.  как мог –  убрал повторы).

Как мы видим, некий ритм в заговоре все же присутствует. В то же самое время невооруженным взглядом видно, что заговор – это, прямо скажем не «стихотворение» в обывательском понимании, т.е. там нет того явного и четкого ритма, который мы привыкли видеть в стихах. Поэтому тема «заговорного ритма» и является такой непростой для понимания и поэтому я и пишу данную статью. Рассмотрим на примере стихотворения из одного известного кинофильма (стих в котором немного отличается от оригинала):

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок!

Речка, небо голубое –

Это все мое, родное.

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

Смотрите, здесь, помимо четкой рифмы (а все, в принципе, знают, что существует и т.н. «белый стих», т.е. без рифмы), есть определенный размер (правило чередования безударных  и ударных слогов в каждой строке), который неизменен для каждой части стихотворения – строка состоит преимущественно из семи слогов, из которых ударными являются третий и последний. Попробуйте настучать пальцем данный  ритм во время чтения, выделяя более громким стуком (акцент) ударные слоги – ooxooox,  ooxooox, ooxooox… За одним исключением (про «речку») данный ритм остается неизменным на всем протяжении стихотворения. Так вот, заговорный ритм строится совершенно не так (что справедливо и для  древности, ср. известное граффити: «“(ки)те пиро(ге въ) печи, гридьба въ корабли [далее следует разделительная горизонтальная черта] перепелка па(ре в)ъ доуброве пост(ави) кашоу по(ста)ви пироге тоу иди”[3] – несмотря на то, что система ударения в древнерусском была не совсем той, что сейчас, попробуйте просто посчитать число слогов (и не суть, воспринимались ли  «ъ» и «ь» еще как гласные или уже нет – попробуйте и так и эдак), причем сами видите, здесь, несмотря ни на что, есть и свой ритм и даже рифма). В общем, заговорный ритм – это не то, что мы привыкли понимать под «стихотворным ритмом» («…стихотворная форма заговора не соблюдает строго требований размера: разные блоки и «строки» текста могут иметь разное  число  слогов  и  разные  акцентные  доминанты,  хотя  внутри  блоков  размер выдерживается  в  большей  степени;  ритмизованные  блоки  могут  перемежаться  с прозаическими. Поэтому исследователи фольклорного поэтического языка обычно не причисляют заговоры к стихотворным жанрам, несмотря на то что другие характеристики поэтического текста … присутствуют в заговорах в полной мере, а иногда даже в большей концентрации, чем в безусловно стихотворных текстах лирических, обрядовых и эпических песен…»[2]). То, что мы сейчас понимаем под «стихотворным ритмом» – это явление для нас крайне позднее и заимствованное извне – т.н. «силлабическое стихосложение» (по числу слогов – размеру строки) в противоположность «тоническому» (по числу ударений в строке), но обо всем этом еще будет позже. А пока, для того, чтобы было проще понять специфику заговорного ритма, попробуем  обратиться к таким понятиям теории стиховедения как «раешный стих» и «гетероморфный стих».

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.